Этническое искусство
В нанесении узоров при создании камвольных изделий путем многообразной раскраски базы и гага (носочки, зоны, оборы, перчатки, колпаки)
В нанесении узоров многоцветным бисером, стеклярусом и перламутром на одеже, торжественной дамской сбруи, и разных темах семейного назначения.
При выборе мехов специальным предпочтением употреблялся белоснежная краска. Выделанные из белоснежных койбканьги, бешеные либо варежки ценились подороже, чем из обыкновенных сероватых, кофейных либо красновато-бурых мехов. Часто бешеные и валенки украшались белоснежными полосами. Особый энтузиазм воображают ридикюли лопарских девиц и девушек, в каких они берегут различные детали, как иголки, жилочную пряжу, костяные шилья, бисер и т.п. Сумки сии сделаны из кусочков шкуры, с оленьего лоба они декорированы квадратами белоснежного, бурого и сероватого меха и обеспечены орнаментованными костяными створками.
При создании убора, гольфа, кушаков и варежек шкурки мазали настоем ольховой, лозиновой либо березовой кожуры, позже - алой, золотой, лиловой и иными красками.
Излюбленная краска саамов и более общераспространенная в образных изделиях - алый. Вероятно, что специальная симпатия к красноватой расцветке выработалась в итоге долгого потребления настоя ольховой кожуры, имевшего не лишь утилитарное, однако и религиозно-очистительное свойство. Другим, более дробно встречающимся колером, представляется золотой и, наконец-то, пьяный. Необыкновеннее пересекутся травяные тона, при целом практически неимении в украшениях иных разноцветных суконок. В главном обыкновенная палитра цветков на сбруе, одеже и бытовых темах складывается из портвейного, золотого и голубого. Однако более порядочную роль в выразительном художестве резал бисер (пессер).
Картинки, вырезаемые ножиком на останках и бревне, вынашивают узорных нравов. Сие же возможно заявить и о тиснении на берестяных изделиях, на каких узор давится глупым ножиком либо костью.
Отличительным свойством лопарского узора представляется везде высказанная геометральная манера. Реалистическая его база настолько стилизована, что не дозволяет приблизиться к мнению о темах, какие стали фундаментом для эпигонской стилизации. Тут мы не обретаем характерных большинству народов разновидностей древесных растений, животин либо атрибутов. Только один узорный мотив на ведущих уборах мужиков и девушек дозволяет разъяснять его как символ лица с распростертыми в сторонки ручками.
Созерцаемые на одеже, орудиях произведения и утвари саамов узоры по собственным конфигурациям объединяются к 3 главных вида:
Многими символами обладает солярное свойство. Диск, параллелограмм, квадрат, квадрат с расходящимися в 4 сторонки непосредственными чертами, по разъяснению саамов-современников XVII-XVIII веков, значат маленькое изваяние солнца.
Помимо солнца, луны и звезд на бубнах представлялись духи-покровители, кольца, талисманы, стилизованные изображения окружающей круга (жилья, животин и т.д.). По изображениям на шаманских бубнах, возможно, осуждать о связи узорных тем в выразительном художестве с космогонией и верованиями древнейших саамов.
Рекомендовано к прочтению:
|